Стиляги. Другой взляд

5:30 AM by sassamanacoqabea1249

"Стиляги". Другой взляд


Лучше поздно, чем никогда....
Многие говорят, что Валерий Тодоровский снял карикатуру на советский режим, обличающий его недостатки. Однако, преодолев скептицизм, я всё таки решил его посмотреть, и увидел совсем другое - карикатуру на антисоветизм. Я не знаю, что могло подвигнуть его на такое дело, хотя не исключаю вариант унаследованной привычки держать фигу в кармане :)

Если сомневаетесь, то попробуйте пересмотреть эту картину под другим углом. Можно для примера сравнить со свеженьким "Бумажным солдатиком". Там каждый кадр просто переполнен Зелёной Тоской, которую по мнению автора испытывал всякий обитатель эсэсэсэра. Переполнен настолько, что уже через пять минут просмотра удавиться хочется.
Здесь же всё иначе. Тема тяжёлой участи молодёжи в серости советской жизни не раскрыта абсолютно. Достаточно посмотреть хотя бы первые пять минут фильма, чтобы понять - это фильм о людях, которые просто живут. Днём они, как и положено уважающему себя человеку, трудятся или учатся, а тихими вечерами гуляют по парку, катаются на лодочках, ходят в кино, влюбляются, женятся, детей растят. Не отражён даже кошмар советских коммуналок, где все живут одной большой дружной семьёй и с песней вместе радуются счастью да помогают в горе.
А рядом с ними живут совсем другие люди. В отличие от первых, они - абсолютно одинаковые. У них однообразно-безобразная форма - набриолиненые причёски, зауженные брюки, наращенные подошвы, аляповатые пиджаки и галстуки - штампованное мышление, музыка в рамках одного жанра и танцы в стиле "брачующийся бабуин". А ещё они почему-то считают себя "свободными"...

"Стиляги" - фильм про неудачников, про мажоров, которые гуляют на родительские денежки, прикрывая серость души разноцветными тряпками. Сомневающиеся могут пересмотреть сцену танца в Коктейль-холле. За пару минут режиссёр лёгкими мазками показывает, что скрывается за яркими нарядами стиляг - НИЧЕГО. Они - дети, на которых отдохнула природа. Сынок высокопоставленного дипломатического работника имеет проблемы даже с языком столь любимого джаза. Борис Моисеев[ИЧ], поступивший в медицинский институт по папиной протекции, падает в обморок, когда берёт в руки скальпель. А третий (с самой дебильной мордой лица), не способен на токарном станке выполнить простейшую операцию, хотя в Войну большую часть такой работы в тылу выполняли подростки изрядно моложе его.
Вообще, парни- "стиляги" являют собой замечательный пример "свободного" общества, где каждый - сам за себя. Если обычный комсомолец задержал вооружённого ножом преступника, то обычный стиляга в случае опасности явно действует по анекдоту "мне не надо бежать быстрее медведя - мне надо бежать быстрее тебя". Отсутствие стоящих "на шухере" караульных, никаких намёков на организованный отход, попытки прикрыть девушек также незаметны. Во время облавы в парке, их главарь "Фрэд" щупает ближайшую комсомолку за попку, пока другие стригут его "даму сердца".
Или сцена, где Катя стрижёт Полину. А если бы их гопники какие-нибудь поймали, Мэлс бы тоже насильникам кричал "Пожалуйста, не надо"?

Не многим лучше выглядит и забулдыга-музыкант, продавший Мэлсу саксофон - типичный обитатель "этой страны" из числа интеллигентов с повышенной вшивостью. Исходя из своего опыта общения с людьми творческих профессий, я очень скептично отношусь к рассказам "жертв цензуры" и более жизненным считаю другой сюжет. Скорее всего, сей "капитан музыкальной шхуны" так усердно "заливал трюмы вином и водкой", что его сначала выгнали из ресторана, а потом - из всех подпольных кабаков округи, ибо там тоже публика предпочитала слушать музыку, а не тремор верхних конечностей пополам с абстинентным синдромом. И теперь сему гению музы приходится продавать инструмент за банальный опохмел.
Согласитесь, не очень то похоже на "дружеский шарж"? Такие шутки допустимы разве что в узком кругу очень старых друзей, но не в громком фильме.


А теперь перейдём к самому прекрасному, что есть в нашем мире, благо "главных" девушек в этом фильме целых две.
"Полли" - это обычная гламурная фифа. Гламурная и пустая настолько, что даже совсем непонятно, чего узрел в ней обычный парень из рабочей семьи.
Единственное, что хоть как-то выделяет её из других "тусовщиц" - стервозная "неприступность". Конечно, можно было бы представить, что за бесконечными "обломами", которые она парням устраивала, прячется желание Большой Настоящей Любви, если бы не одно "но" - негритёнок никак как не укладывается в рамки романтичной истории. Скорее всего, просто все эти "полунедоамериканцы" казались ей недостаточно "стильными", а хотелось чего-нибудь "настоящего". А такое уже чревато коллективной обидой со стороны отогнанных по причине "неполноценности" парней - не стань она к тому времени женой Мэлса, ей бы такой бойкот устроили...


Но есть один человек, которого большинство рецензентов, похоже, просто старается не замечать - это "комиссар" Катя, которая логике вещей, символизировала Советскую Власть. Молодая и очень красивая. Строгая, целеустремлённая и, на первый взгляд, замкнутая, но со второго видно - под этой бронёй из снега и льда скрыт огонь искренней любви. И ради этой любви она готова спуститься на самое дно, чтобы найти там Мэлса и вернуть к нормальной жизни.
То, что она любит его - бесспорно. Начнём хотя бы с того, что преданная своему делу (в данном случае - Партии) девушка может соблазнить нужного человека, и даже любыми способами. Но она не станет, услышав слова отказа и признания в любви к другой, устраивать истерику с битьём декоративной посуды. Нет - на такое способна только женщина, до глубины души оскорблённая в лучших чувствах. Да и поведение Полины при встречах это доказывает - такие девушки соперниц видят за версту. На "бродвее" она пытается вызывать ревность, чтобы придать двусмысленность любой попытке их задержания, а в цирке - шутит во время "стрижки", не позволяя себе проявить слабость перед противником.
Далее. Сцена комсомольского собрания - ключевая в фильме. Помнится, я увидел её на ютубе задолго до просмотра самого фильма, и, благодаря яркой игре Евгении Хиривской, сразу понял основной расклад ролей, хотя до этого про "Катю", повторюсь, ни в обзорах, ни в рецензиях не читал. Её слова и то, как она их произносит, и обмен взглядами прекрасно отражают ту бурю, что должна была бушевать в душе "комиссара". Всё тот же лёд и огонь, достигший масштабов извержения вулкана в Антарктиде.
Что же касается "скованной одной цепью" массовки, которая пародирует фильмы Лени Рифеншталь да Джорджа Лукаса, то она показана так гротескно, что переходит в разряд "просьба не принимать всерьёз"


P.S.
Фильм содержит ряд ссылок на творчество Станислава Говорухина.
Да идиллия жизни в коммуналке схожа не только со сценами из "Место встречи изменить нельзя". Зато сцена поиска саксофона на блошином рынке - однозначно из фильма "Ворошиловский стрелок", даже слова схожие. Сравните "Предупреждаю, денег у меня с собой нет" с "У меня и деньги с собой". И завёрнут "инструмент" в какую-то дерюгу одинаково.

P.P.S.
Что же касается финальных кадров фильма - с толпой рэпперов, хиппи, готов и других штампованных "индивидуальностей". Сам я порой общаюсь с "неформалами", и удивляюсь одинаковости их внешнего вида. Но когда встретил трёх идущих вместе эмо-гёрлов (слава Богу, пока ещё редкая публика в нашем городке), то вообще испытал мощный диссонанс - они выглядели, как жертвы неудачного [аборта] клонирования.
Между прочим, если бы Тодоровский показал "стиляг", которых травят из-за каких-то мелких отличий в одежде либо поведении - это была бы драма. А так получилось весёлое кино про стайку размалёванных клоунов.
 

Posted in | 0 Comments

0 comments:

Post a Comment